Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБ ДОУ «ЦРР - детский сад №29» г. Орла
OBR57.ru

Доступная среда

ДЕТСКИЙ САД - ТЕРРИТОРИЯ ДЛЯ ВСЕХ!!!

 

Доступная среда

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребёнка - детский сад № 29»г.Орла

 Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и

лиц с ограниченными возможностями здоровья

       Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от образовательного учреждения предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в ДОУ общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

В МБ ДОУ «ЦРР-детский сад №29 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в дошкольное учреждение. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);

Информация о наличии зданий, строений, сооружений, территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта

Адрес объекта

Вид права

Площадь

Земельный участок

г. Орёл, ул. Рощинская, д.7А

Постоянное (бессрочное) пользование

    9915,2кв.м

Здание детского сада

г. Орёл, ул. Рощинская, д.7А

Оперативное управление

     3115  кв. м

 Для комфортного пребывания детей в детском саду в течение всего дня созданы необходимые условия: горячее и холодное водоснабжение, канализация и отопление. Учреждение обеспечено необходимыми помещениями в соответствии с санитарными требованиями; необходимой мебелью для данного числа воспитанников.

Территория детского сада ограждена металлическим забором, имеется освещение и видеонаблюдение.

Оборудованы прогулочные участки для 12 групп общей площадью 578,7 кв. м, из них для 4 компенсирующих групп и 2 групп комбинированной направленности – по 51 кв. м каждый участок, спортивная площадка – 150 кв. м.

На территории  разбиты  мини-клумбы, имеются берёзовая аллея, фитонцидные деревья и кусты – ели, лиственницы, туи.

Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями

В МБДОУ имеются 6 групповых комнат со спальнями - для детей 4 компенсирующих  (логопедических) групп и 2 комбинированных групп.

Имеются оборудованные музыкальный зал 103,1кв. м; физкультурный зал (52.2 кв. м); кабинеты: заведующей (12,7 кв. м), методический (27,4 кв. м.), 3 логопедических кабинета (12,0, 12,2 и 10,0 кв. м.), кабинет педагога-психолога (21,1 кв. м.), кабинет зам. зав. по АХЧ (9,1 кв. м.); кабинет музыкальных руководителей (51,9 кв. м.), медицинский блок (кабинет медицинских сестёр, процедурная, изолятор, кабинет врача) 65,6 кв. м., изостудия (36,4 кв. м), прачечная (37,7 кв. м), оборудованный Центр познавательного развития «Любознайка» (35,5 кв. м). 

В детском саду большое значение придается развитию предметно-пространственной, развивающей среды. Каждая группа имеет следующие помещения: приемная, групповая комната, спальня, умывальная комната и туалет.

Педагоги уделяют огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное способствует развитию самостоятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

   При организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

     Предметно-развивающая среда детского сада обеспечивает все условия для организации всех видов детской деятельности, организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям.  В группах оборудованы различные центры активности для развития детей: центр здоровья и физического развития, «Уголок развивающих  игр»,центр науки и природы,  «Строительная  мастерская», «Игровая  зона»,  «Уголок  безопасности», центр развития  «Родной край», «Книжный  уголок», «Театрализованный  уголок», «Творческая  мастерская», «Музыкальный  уголок», Центр труда, речевые центры, уголки уединения, логопедические уголки  и др. Все центры оснащены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы. В каждой группе имеется необходимый, разнообразный игровой материал, накоплено и систематизировано методическое обеспечение для реализации образовательной программы. В ДОУ имеется необходимое оборудование для детей с ТНР и детей-инвалидов.

      Большое внимание уделяется физическому развитию детей. Во всех группах организован спортивный  центр, в физкультурном зале размещено разнообразное физкультурное оборудование. Для физкультурных занятий создана спортивная площадка.

Оборудован и функционирует пищеблок.

Ежегодно проводится косметический ремонт помещений детского сада. За период с 2018-2021 гг. был проведён ремонт пищеблока с заменой оборудования (электроплита – 3 шт., холодильники – 2 шт., электрический котёл – 1 шт.), ремонт асфальтового покрытия.

За указанный срок приобретены уличные беседки со столом и лавками – 5 шт., ковры, песочницы деревянные с крышей, столы письменные с надстройкой, шкафы для игрового оборудования; заменены: детская мебель, столы и стулья в групповых комнатах, заменена мебель для хозинвентаря, белья и спецодежды на пищеблоке и в прачечной,  мягкий инвентарь; приобретены: сейф и металлические шкафы для хранения документации, контейнер для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, компьютеры, видеорегистратор, активная акустическая ситема, интерактивная доска.

Материально-техническая база дошкольного учреждения постоянно обновляется. Всё это положительным образом сказывается на воспитательно-образовательном процессе и способствует комфортному пребыванию детей в детском саду.

В течение 2018-2021 гг. администрация, коллектив ДОУ постоянно работали над созданием условий для обеспечения полноценного развития детей.

 Информационно-технологическое обеспечение:

Наличие

в ОУ оргтехники

Количество

Где установлен

Кем используется

Компьютер

7

методический кабинет, кабинет контрактного управляющего, кабинет зам. заведующей по АХР, медицинский кабинет, кабинет заведующей, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда

старший воспитатель, зам. заведующей по АХР, делопроизводитель, заведующая, педагоги, медицинская сестра, кладовщик, сотрудники ДОУ, контрактный управляющий

Переносимые компьютеры  (ноутбуки)

4

Кабинет старшего воспитателя, музыкальный кабинет, методический кабинет

старший воспитатель, музыкальные руководители, воспитатели

Многофункциональный центр (принтер, сканер, копировальный аппарат)

7

методический кабинет, кабинет секретаря, кабинет заведующей, кабинет старшего воспитателя, кабинет зам. зав. по АХЧ, кабинет педагога-психолога, кабинет логопеда

старший воспитатель, зам. заведующей по АХР, секретарь, педагоги и сотрудники ДОУ.

Модем D-Link

1

кабинет заведующей

старший воспитатель, зам. заведующей по АХР, делопроизводитель, педагоги, контрактный, управляющий, медицинская сестра, кладовщик

Принтер

3

музыкальный кабинет, кабинет секретаря, кабинет учителя-логопеда

музыкальные руководители, учителя-логопеды,  секретарь, педагоги

Проектор

4

методический кабинет, музыкальный зал

педагоги, воспитанники

Музыкальный центр

1

кабинет музыкального руководителя,

музыкальный зал

музыкальный руководитель, педагоги

Стационарный экран

1

музыкальный зал

педагоги, родители, воспитанники

Экран на треноге

1

музыкальный зал

педагоги

Радиосистема с 2-мя микрофонами

1

музыкальный зал

педагоги, воспитанники

 Библиотечный фонд

 

Книжный фонд

Всего экз.680 шт.

В том числе:

Учебно-методическая литература, дидактические пособия

160 шт.

Художественная литература

200 шт.

Справочная литература, энциклопедии

30 шт.

другие

DVD-диски-21 шт.

 Информация об обеспечении  беспрепятственного доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение.  При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.

 Информация о специальных условиях питания обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Питание в ДОУ организовано в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Продукты на пищеблок завозятся ежедневно, проходят контроль и тщательный отбор. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.

В детском саду организовано 5 -  разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). В рацион питания включены все основные группы продуктов - рыба, мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, овощи и фрукты, соки, кондитерские изделия, хлеб, крупа и т.д.. Проводится витаминизация витамином С третьего блюда.  Соблюдается питьевой режим. Контроль за фактическим питанием и санитарно - гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими сестрами МБДОУ. Выдача пищи на группы осуществляется строго по утвержденному графику только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией.

 Информация о специальных условиях охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:

С целью обеспечения безопасности в ДОО установлены автоматическая пожарная сигнализация, система мониторинга удаленных сигналов, кнопка экстренного вызова наряда полиции, имеется видеонаблюдение (4 внутренние и 8 уличных  камер).

Здание оснащено первичными средствами пожаротушения.

По периметру установлено ограждение.

В учреждении разработаны Паспорта: антитеррористический, дорожной безопасности, паспорт доступности, Декларация Пожарной безопасности, согласованные и утвержденные установленным порядком.

В целях обеспечения безопасности осуществляется круглосуточный контроль за помещениями и территорией.

Ведется профилактическая работа с персоналом и обучающимися по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, в том числе проведение:

- инструктажей и действиях работников и воспитанников при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий

-учебных тренировок по эвакуации

-занятий, досугов и бесед с обучающимися

-оформление информационных стендов по безопасности.

В ДОУ разработаны, изучены работниками и применяются в трудовой деятельности инструкции по пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, гражданской обороне, охране труда и технике безопасности.

В целях охраны и укрепления здоровья воспитанников пребывание в ДОУ осуществляется в соответствии с режимом дня, разработанным на холодный и теплый период года. Проводится осмотр воспитанников медсестрами, врачом - педиатром. Проводится вакцинация в соответствии с индивидуальным графиком прививок.

В ДОУ реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости:

  • Сопровождение соматически ослабленных детей
  • Профилактика простудных заболеваний
  • Закаливающие мероприятия (по согласованию с родителями)
  • Подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Доступ к информационным системами информационно-телекоммуникационным сетям для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В целях информационного обеспечения образовательного процесса в МБДОУ № 29 обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой сайт, электронную почту. Оборудовано 6 автоматизированных рабочих мест: заведующей, делопроизводителя, старшего воспитателя, педагога-психолога, заместителя заведующей по АХЧ, медсестры. Все педагоги учреждения имеют доступ к сети Интернет.     В ДОУ имеется интерактивное оборудование, которое используется в образовательном процессе с детьми.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. 

На сайте учреждения имеются ссылки, которые обеспечивают доступ к электронным ресурсам.

  • Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
  • Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
  • Портал муниципальных услуг в области образования - www.школа-всем.рф
  • Образовательный портал Орловской области - http://orel-edu.ru
  • ГУ МЧС по Орловской области (социальная сеть "ВКонтакте") - https://vk.com/gu_mchs_orel
  • Образование без границ. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию http://edu-open.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

 Сайт приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: версия для слабовидящих на сайте учреждения.

 Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

 

Инклюзивное обучение – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

 

Общие проблемы для детей с ОВЗ

  1. Ограниченные представления об окружающем мире.
  2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
  3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми и раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются  на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
  4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам, раздражительности, упрямству. С ребёнком нужно разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

     Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья:

  • Семья не справляется  с воспитанием ребёнка, замечает какие-либо отклонения в развитии, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом пройдёт.
  • Семье сообщают о проблемах в развитии (врачи, воспитатели, знакомые и т. д.) и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость.
  • Семья проходит обследование ребёнка для того, чтобы о  родителей «отстали», не понимая,  что это необходимо им в первую очередь, а не воспитателям, специалистам и т. д.
  • Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но не принимает это, считая, что врачи поставили неправильный диагноз.
  • Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с учётом потребностей ребёнка.

     Наблюдения показали, что дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием участвуют в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком то заботу. Участвуя в конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся  блеск, а на лицах – улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не всё так безнадёжно! И тихая затаённая радость за успех своего ребёнка. Так естественно происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников. У нас много планов  на будущее. И мы думаем, что вместе мы сможем многое! 

Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Памятка для родителей "Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии"

Рекомендации для родителей по обучению детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Правила и льготы детей - инвалидов и их родителей, предусмотренные в РФ

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ "Понимаю и Принимаю"

Информационные ресурсы

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.